Государственный надзор в сфере миграции

Записаться на платную консультацию
в адвокатское бюро
Санкт-Петербург +7 (812) 561-18-56
Москва +7 (499) 290-29-83

Миграционные органы уполномочены надзирать за исполнением гражданами и организациями требований миграционного законодательства. В соответствии с Законом № 115-ФЗ, государственный надзор в сфере миграции осуществляется в двух формах: надзор за пребыванием и проживанием иностранных граждан и надзор за трудовой деятельностью иностранных граждан. В настоящей главе мы лишь немного коснемся вопроса проведения проверок граждан и предпринимателей органами миграционного надзора.

При осуществлении надзора за трудовой деятельностью иностранцев, миграционные органы инициируют и проводят плановые и внеплановые проверки соблюдения работодателями иностранных граждан требований миграционного законодательства в порядке, который предусмотрен Федеральным законом от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее также – Закон № 294 ФЗ). Названный закон установил ряд ограничений при проведении проверки, в соответствии с которыми должностные лица не вправе:

  • проверять выполнение требований, не относящихся к полномочиям органов миграционного надзора;
  • проводить проверку в отсутствие законного представителя проверяемого лица (организации или предпринимателя);
  • требовать представления документов и информации, а также изымать документы, не относящиеся к предмету проверки;
  • превышать установленные сроки проведения проверки.

Исчерпывающий перечень ограничений предусмотрен ст.15 Закона № 294-ФЗ.

Ст.20 Закона № 294-ФЗ установлены основания, при наличии которых, результаты проверки органа миграционного надзора могут быть признаны недействительными. К ним относятся следующие нарушения:

  • отсутствие оснований проведения проверки;
  • невручение акта проверки, невручение уведомления о начале проверке;
  • несогласование сроков проверки с органами прокуратуры;
  • проведение проверки за пределами согласованных сроков.

Кроме этого, основанием для отмены результатов проверки может являться ее проведение лицами, не указанными в распоряжении о проведении внеплановой проверки. Такой вывод основан на анализе судебной практики[1].

Рассмотрим вопрос, касающийся привлечения работодателей иностранных граждан к административной ответственности за нарушение требований миграционного законодательства.

За нарушение порядка приема на работу иностранных граждан ст.18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность юридических лиц в виде административного штрафа, размеры которого составляют от 250 000 рублей до 800 000 рублей в отношении каждого иностранного гражданина. Обратите особое внимание, что штраф назначается за каждого незаконно принятого на работу иностранца. Это следует из примечания к ст.18.15 КоАП РФ. Названной статьей также предусмотрена возможность административного приостановления деятельности организации вместо назначения штрафа. Однако данный вид наказания на практике применяется достаточно редко. Большинство дел об административных правонарушениях возбуждается в отношении предпринимателей как раз по результатам проведения миграционным органом проверочных мероприятий, о которых мы писали выше. Благодаря тому, что административный процесс весьма формализован и сложен, как правило, находятся основания для последующей отмены принятых миграционным органом мер. Речь идет о том, что в процессе административного расследования, проводимого в рамках дела, миграционным органом могут быть допущены существенные нарушения, вследствие которых все полученные доказательства по делу будут являться недопустимыми. К таким нарушениям относятся: составление протоколов в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, получение доказательств вины лица с нарушением требований закона[2] и др.

 В нашей практике имеется достаточно много случаев, когда суды отменяли вынесенные миграционным органом постановления исключительно по процессуальным основаниям. Помимо этого, на практике у сотрудников органов миграционного надзора в Санкт-Петербурге возникают большие сложности с квалификацией неправомерных действий, а также с доказыванием вины лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Чтобы избежать неприятностей, работодателю иностранного гражданина требуется:

  • Не принимать на работу временно пребывающих в РФ иностранных граждан, не имеющих патента или разрешения на работу, а также не привлекать их к работе за пределами региона, на территории которого выдан патент. В противном случае такие действия квалифицируется по ч.1-2 ст.18.15 КоАП РФ. Также данным административным составом охватываются действия по привлечению иностранного гражданина к трудовой деятельности по специальности, не указанной в патенте.

Стоит отметить, что ранее работодатель не мог быть привлечен к ответственности за привлечение к работе иностранного гражданина, прибывшего в Россию в порядке, не требующем получения визы, по специальности, не указанной в патенте, поскольку обязанность вносить изменения в патент лежала на самом гражданине, а не на его работодателе. Однако с внесением в закон соответствующих поправок статья 18.15 КоАП РФ стала охватывать действия по привлечению иностранного гражданина к трудовой деятельности по специальности, не указанной в патенте.

  • В течение 3 рабочих дней с даты заключения трудового договора, уведомить об этом территориальный отдел миграционного органа (Управление по вопросам миграции ГУ МВД России), налоговую инспекцию, в которой работодатель состоит на учете, фонд социального страхования и службу занятости. Уведомление подается по форме, утвержденной приказом ФМС России от 28 июня 2010 г. N 147. Согласно установленному порядку уведомление о заключении (расторжении) трудового договора подается работодателем непосредственно или направляется почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении в соответствующий миграционный орган. Неуведомление миграционного органа о заключении и расторжении трудового договора с иностранным работником в установленный законом срок влечет административную ответственность по ч.3 ст.18.15 КоАП РФ. В тот же 3-дневный срок работодатель обязан уведомить миграционный орган о расторжении трудового договора с иностранным работником.

Обратим внимание, что до недавнего времени ч.3 ст.18.15 КоАП РФ устанавливала административную ответственность за неуведомление органов миграционной службы о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности, а не за уведомление с нарушением срока. С учетом этого, работодатель, направивший уведомление с нарушением 3 дневного срока, не мог быть привлечен к ответственности, поскольку его действия составом правонарушения, описанного в ч.3 ст.18.15 КоАП РФ, не охватывались. Исключение составляли лишь случаи, если на момент выявления миграционным органом правонарушения работодателем уведомление так и не было подано. Однако с принятием соответствующих поправок ч.3 ст.18.15 КоАП РФ стала предусматривать ответственность также и за нарушение порядка и сроков подачи такого уведомления.

Далее рассмотрим вопрос, касающийся приема на работу безвизовых иностранцев, более подробно.

__________________________________________________________________________

[1]  Решение Санкт-Петербургского городского суда от 07.08.2012 N 12-526/12.

[2] Ч.3 ст.26.2 КоАП РФ: не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.