Без собеседования, если «лично» в комиссию. Как власти «упростили» процесс получения статуса НРЯ для граждан Украины и Беларуси
Граждан Украины и Республики Беларусь «освободили» от прохождения собеседования при получении статуса носителя русского языка, а МВД и Минобрнауки обязано утвердить единый стандарт проведения собеседований
11 марта 2020 года Совет Федерации одобрил очередные поправки в статью 33.1 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации». Поправки вступят в силу по истечению 90 дней со дня их официального опубликования. Ссылка на законопроект.
Текст поправки сформулирован таким образом, что не позволяет однозначно оценить их положительное влияние. Ускорят ли они процедуру получения статуса носителя русского языка (НРЯ) для русскоговорящих украинцев и белорусов, сказать сложно. Судите сами. Статус носителя русского языка позволяет иностранным гражданам в упрощенном порядке получить вид на жительство и гражданство Российской Федерации. Чтобы получить сам статус необходимо свободно владеть русским языком и иметь тесные связи с Российской Федерацией. В частности, носителем русского языка может быть признан иностранный гражданин, который постоянно проживает в Российской Федерации по виду на жительство, либо родственники которого по прямой восходящей линии постоянно проживают либо ранее постоянно проживали в пределах государственной границы России. Уровень владения русским языком определяется на специальной комиссии в рамках собеседования с иностранным гражданином. По результатам собеседования комиссией принимается решение о признании или непризнании иностранного гражданина носителем русского языка. Граждане Украины и Беларуси в большинстве случаев успешно и быстро проходили этап обязательного собеседования пери получении статуса НРЯ.
Согласно тексту поправки, граждане Украины и Беларуси, свободно владеющие русским языком и подающие заявления в комиссию «лично», «могут быть» признаны носителями русского языка без проведения собеседования. В каком порядке будут вестись личный прием, на котором помимо формальных оснований должен быть оценен и уровень владения заявителя русским языком, – должно решить МВД. Формулировка «могут быть признаны» и вовсе не исключает возможность отказа в признании носителем русского языка, например, если гражданин не достаточно хорошо говорит по-русски. Большую конкретику в этот процесс обязательно внесет МВД, приняв ведомственную инструкцию, – об этом прямо говориться в самой поправке. Однако власти не установили срок, в течение которого должны быть приняты соответствующие регламенты. Процесс разработки и утверждения новых регламентов может затянуться и на практике вновь возникнут случаи двоякого либо троякого толкования непонятных положений закона.
Напомним, что подобная ситуация произошла после принятия пакета поправок, касающихся новых оснований оформления РВП и ВНЖ, в ноября 2019 года. До настоящего времени МВД так и не утвердило новый административный регламент оказания услуг по оформлению разрешения на временное проживание и вида на жительство, что породило на практике весьма курьезные отказы в приеме документов.
Принятые поправки также обязывают МВД и Минобрнауки утвердить единый стандарт проведения собеседования с иностранным гражданами, который до настоящего времени отсутствовал.
Оставить комментарий